” alt=”” aria-hidden=”true” />

Расписные ковры искусствоведы называют феноменом белорусского народного творчества. На территории нашей страны они были распространены с конца XIX века, но расцветом маляванки считают 20-50-е годы прошлого века.

На домотканое полотнище, окрашенное в черный цвет, масляными или клеевыми красками наносили изображение цветов, сцен из жизни, фантастические сюжеты. Такая маляванка была одним из главных украшений сельского дома, ее дарили на юбилеи и свадьбы, делая семейными оберегами.

” alt=”” aria-hidden=”true” />

” alt=”” aria-hidden=”true” />

Потому совершенно логично, что сотрудники краеведческого музея, задавшись вопросом «какая она, наша Беларусь?», припомнили именно это направление народного творчества. Выставку расписных ковров объединили с экспозицией, посвященной знаковой личности национальной культуры – Язепу Дроздовичу, которого искусствоведы называют «белорусским Леонардо да Винчи». Разносторонний белорус был скульптором, художником, писателем, учителем, астрономом…

Во снах он специально погружался «в астрал», и из необычных сновидений черпал сюжеты для фантастических картин. Говорят, директор Лувра, познакомившись с живописным наследием Дроздовича, назвал его художником вне стилей и направлений. А еще, как и великий итальянец, наш самородок рисовал чертежи необычных кораблей, писал книги о космосе. Физику и астрономию «белорусский Да Винчи» изучал самостоятельно. Поэтому многие его выводы наивны. Но есть среди них и открытия, которые оказались верны.

” alt=”” aria-hidden=”true” />

Язеп Дроздович много странствовал по Витебщине, останавливался в домах и писал там маляванки, оставляя их в подарок гостеприимным хозяевам за кров и еду. Однако он был уверен, кроме прочего, благодаря этим коврам, он развивает художественный вкус сельчан. В дополнение к оставленным полотняным картинам, он читал для сельской молодежи лекции, рассказывал об астрономии и этикете.

Умер «вечный странник» в 1954 году, крестьяне нашли его на дороге без сознания. Отвезли в больницу, там и выяснилось, что у Дроздовича был рак желудка, операция его уже не спасла…

В деревнях и поселках Витебщины осталось много его работ. Настолько много, что до недавнего времени белорусы не понимали их ценности. В Прозорокской школе Глубокского района висит расписной ковер работы мастера. Рассказывают, что учителя нашли его среди хлама, который выбросили новые хозяева, приобретя дом в деревне. Сейчас маляванки Дроздовича собирают и хранят, они вдохновляют современных мастеров на сохранение и приумножение традиций.

” alt=”” aria-hidden=”true” />

” alt=”” aria-hidden=”true” />

Руководитель Витебского областного методического центра народного творчества Екатерина Лабуко на открытии выставки заметила: не сговариваясь в директором краеведческого музея Татьяной Старинской, они выбрали для презентации нашей страны гостям «Славянского базара» одно и то же направление. В Центре народного творчества тоже работают сейчас две выставки, посвященные расписным коврам. Это проект «Казкі з маляванкі», в рамках которой современные мастера при помощи расписных ковров рассказывают сказку и «А вы не из Витебска?», объединяющий народное искусство расписных ковров с поэтикой и поэзией Марка Шагала.

” alt=”” aria-hidden=”true” />

” alt=”” aria-hidden=”true” />

” alt=”” aria-hidden=”true” />

На выставке в Витебском областном краеведческом музее можно познакомиться с расписными коврами Дроздовича, которые представили четыре учреждения культуры – Художественно-этнографический музей имени Я. Н. Дроздовича, Глубокский историко-этнографический музей, Витебский областной краеведческий музей и Витебский областной методический центр народного творчества.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото Олеси СЕРЕГИНОЙ