+375(232)32-94-66, ул. Советская, 29, 246050 г. Гомель gomelgos@bk.ru
Несмотря на изменения в системе налогообложения Беларуси, в нашей стране по-прежнему зарегистрировано достаточное количество самозанятых. Разбираемся, может ли такое физлицо размещать рекламу о своих услугах с указанием контактов путем вложения такой информации в упаковку с изделиями ремесленника.
Разъяснения по этому вопросу на своем сайте разместило Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В ведомстве пояснили, что информация об оказываемых самозанятыми услугах с его контактными номерами телефонов считается рекламой.

Это следует из Закона о рекламе от 10 мая 2007 г. № 225-З, который гласит, что под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

При этом объектом рекламирования может выступать, в частности, не только товар или результат интеллектуальной деятельности, но и услуга. Рекламодателем может быть не только организация, но и гражданин, деятельность которого рекламируется, либо который определил объект рекламирования или предоставил рекламу рекламораспространителю для ее распространения на территории Беларуси. Под рекламной понимается деятельность гражданина, в том числе по оказанию услуг по размещению рекламы.

Из пояснения МАРТ следует, что информация об оказываемых услугах, содержащая контактный телефон самозанятого, является рекламой.

Однако распространять рекламу ремесленник не имеет права. К такому заключению регулятор пришел, опираясь на анализ определений предпринимательской и ремесленной деятельности, которые содержатся в статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Она гласит, что предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Под ремесленной понимается деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Вывод очевиден: рекламная деятельность является предпринимательством.

Согласно Гражданскому кодексу ремесленная деятельность не относятся к предпринимательской, как и деятельность самозанятых физлиц, которые официально работают без привлечения других граждан по трудовым или гражданско-правовым договорам. Следовательно, ремесленник не наделен правом оказывать услуги по размещению рекламы.

Однако это не значит, что самозанятое физлицо лишено права рекламировать свои услуги. Закон о рекламе в Беларуси таких запретов не содержит. Делать это, как поясняет МАРТ, самозанятым гражданам разрешено двумя способами:

  • самостоятельно размещать рекламу о своей деятельности;
  • заключить договор на оказание рекламных услуг с юридическими лицами или ИП.

Подготовила Анжела ЛЮДЫНО

Фото Александра ПОБАТА